
Фармацевтическая этика
Становление этики и деонтологии...
Современная медицинская деонтология, рассматривая проблемы долга, деятельности медицинских и фармацевтических работников, исходит из специфики их труда.

Методы исследования
где: xmax - самый высокий результат (показатель),
xmin - самый низкий результат,
k - табличный коэффициент при разной величине n,
n - количество человек в выборке.
Различия между сопоставляемыми величинами оцениваются при помощи стандартных значений t-критерия Стьюдента. С помощью таблиц теоретического распределения Стьюдента по величине (t) определяется степень вероятности (Р), по показателям которой можно заключить, что различия не случайны и носят достоверный характер.
Достоверность - t-критерий Стьюдента рассчитывается по формуле:
;
`x1 - среднее значение переменной по одной выборке данных
`x2 - среднее значение переменной по другой выборке данных
m1 и m2 - стандартная ошибка средней [1].
Организация исследования
Эксперимент проводился на базе 1-ой городской клинической больницы г. Минска с сентября по декабрь 2005 года. В исследовании приняло участие 20 женщин трудоспособного возраста, страдающих РА.
Все участники исследования были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную - в каждую вошло по 10 человек. Пациентки, вошедшие в состав контрольной группы, занимались по общепринятой методике, в процессе реализации которой решались следующие задачи:
· воздействие на пораженные суставы с целью развития их подвижности и профилактики дальнейшего нарушения их функции;
· укрепление мышечной системы и повышение ее работоспособности;
· улучшение кровообращения в суставах, борьба с атрофией в мышцах;
· противодействие отрицательному влиянию постельного режима (стимуляция функций кровообращения, дыхания, повышения обмена веществ);
· уменьшение болевых ощущений путем приспособления пораженных суставов к дозированной физической нагрузке;
· восстановление физической работоспособности [50].
Пациентки, вошедшие в состав экспериментальной группы, занимались по разработанной нами программе. Отличительной особенностью данной программы стало то, что она была представлена в виде “Школы больных РА”, в которую входили не только практические занятия лечебной гимнастикой, но и теоретические занятия. В комплекс лечебной гимнастики включались разнообразные дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения с большой амплитудой, выполняемые в медленном темпе. В занятия также была включена музыка, которая использовалась, главным образом, для создания положительного психоэмоционального фона. Суть теоретических занятий заключалась в том, чтобы объяснить пациенткам значимость физических упражнений в целом в комплексной программе реабилитации, объяснить действие каждого конкретного упражнения на организм, дать определенные рекомендации (например, по правильности выполнения бытовых действий, таких, как нарезка продуктов, подача блюд, открытие дверей и т.д., т.е. правильность положения кисти). Рекомендации давались также и в отношении организации занятий в свободное время (например, каким должен быть крючок для вязания, если пациентка увлекается вязанием).
Так же большое внимание уделялось обучению больных методике организации самостоятельных занятий, а именно - обучению специальным упражнениям, применяемым при данной патологии.
В первую очередь все испытуемые ответили на вопросы разработанной нами анкеты, чтобы выяснить их состояние реабилитации, их отношение к проводимым реабилитационным мероприятиям и др. интересующие нас вопросы. Также до начала эксперимента все пациентки были протестированы. С ними были проведены следующие методики: самооценка психических состояний (по Айзенку), определение тревожности при помощи личностной шкалы самооценки Ч. Спилбергера, а также динамометрия кисти и углометрия 2-5 пястно-фаланговых суставов.
После окончания эксперимента было проведено итоговое тестирование, за исключением анкетирования.
женщина ревматоидный артрит реабилитация