
Фармацевтическая этика
Становление этики и деонтологии...
Современная медицинская деонтология, рассматривая проблемы долга, деятельности медицинских и фармацевтических работников, исходит из специфики их труда.

Анализ сегмента рынка и доля предприятия на рынке
Заболевания органов пищеварения всегда привлекали внимание врачей по причине своей значительной распространенности. Однако из большого числа болезней данной группы особое социальное и медицинское значение имеет ЯБДК, поскольку по частоте она превышает всю другую патологию желудочно-кишечного тракта. По данным мировой статистики, язвенная болезнь распространена примерно у 5-10% взрослого населения. Соответственно в России лечение требуется 5,6-11,2 млн. человек и с каждым годом это количество возрастает. Вследствие этого можно сказать, что рынок препаратов от язвы желудка только растет и ненасыщен, несмотря на конкуренцию.
Медикаментозное лечение язвенной болезни включает в себя две основные фармацевтические группы - антациды и противоязвенные препараты. Сравнительно недавно против язвенной болезни стали использовать антибиотики, чтобы избавиться от главной ее причины - бактерии Helicobacter pylori.
Антациды нейтрализуют соляную кислоту, входящую в состав желудочного сока. Эти лекарственные препараты содержат магний, алюминий, кальций, а также их сочетания. Противоязвенные средства воздействуют угнетающим образом на механизмы секреции соляной кислоты. Среди противоязвенных препаратов выделяются блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов, простагландины, ингибиторы протонного насоса.
Объем фармрынка противоязвенных препаратов в России в 2009 г. увеличился на 12,7% по сравнению с 2008 г. (рис. 1) и достиг 37 913 млн. долларов США. Растет и количество назначений висмута трикалия дицитрата <http://www.gastroscan.ru/handbook/144/1456> (Де-Нола) - прирост 4% по сравнению с 2008 г. (см. рис. 2). Заметно снижение продаж у препаратов группы простагландинов Е1 (-48,1%) и у сукральфата <http://www.gastroscan.ru/handbook/144/3227> (-6,1%).
ИПП представлены 4 препаратами: омепразолом рабепразолом эзомепразолом и ланзопразолом < Наибольший объем продаж у омепразола, на его долю приходится 73% объема продаж ИПП, что составляет 15,9 млн долларов США (табл. 1, рис. 3). Основной представитель - Омез <http://www.gastroscan.ru/handbook/145/2789> (фирма "Dr. Ready's"), объем продаж которого среди всех препаратов омепразола составляет 73% (см. табл. 1).
Рисунок 1 - Объем рынка противоязвенных средств в РФ в денежном (доллары США) и процентном выражении в 2008 (а) и 2009 г. (б)
Основной представитель рабепразола Париет <http://www.gastroscan.ru/handbook/145/2057> (фирма "Janssen-Cilag"); эзомепразола - Нексиум <http://www.gastroscan.ru/handbook/145/2332> (фирма "AstraZeneca"); ланзопразола - Ланзап <http://www.gastroscan.ru/handbook/145/4902> (фирма "Dr. Reddy's"; см. табл. 1). В целом эти 4 препарата занимают 80% объема всего рынка ИПП в денежном выражении.
Н2-блокаторы представлены 2 препаратами: ранитидином <http://www.gastroscan.ru/handbook/144/3064> и фамотидином <http://www.gastroscan.ru/handbook/144/3115>. Наибольший объем продаж у ранитидина - 54% объема продаж Н2-блокаторов в денежном выражении, что составляет 5,8 млн долларов США (табл. 2; см. рис. 3). Представлен он в основном дженериками; объем продаж оригинального ранитидина - Зантак (фирма "GSK Pharmaceuticals") составляет всего 6% от всех Н2-блокаторов. Основной представитель фамотидина - Квамател <http://www.gastroscan.ru/handbook/145/4827> (фирма "Gedeon Richter"), на который приходится 52% от объема продаж всех препаратов фамотидина (см. табл. 2). По сравнению с 2008 г. объем продаж фамотидина вырос на 2% в отличие от ранитидина.
Висмута трикалия дицитрат <http://www.gastroscan.ru/handbook/144/1456> представлен препаратом Де-Нол <http://www.gastroscan.ru/handbook/145/1455> (фирма "Yamanouchi Europe"). Его объем продаж в 2009 г достиг 4,1 млн долларов США (см. рис. 1).
Сукральфат представлен препаратом Вентер (фирмы "Акрихин", "KRKA" и "Вектор"). Наибольшие объемы продаж у Вентера производства "Акрихин" (72%). Объем продаж сукральфата неуклонно падает и в 2009 г. составил около 1 млн долларов США (см. рис. 1), снижение объема продаж составляет 6,1% в год (см. рис. 2).