
Фармацевтическая этика
Становление этики и деонтологии...
Современная медицинская деонтология, рассматривая проблемы долга, деятельности медицинских и фармацевтических работников, исходит из специфики их труда.

Правила закупки лекарственных средств
по механизму действия (Адреноблокирующие, Холиномиметики, Блокаторы кальциевых каналов и др.);
по тому же принципу, по которому построен формулярный список в лечебно профилактическом учреждении (далее - ЛПУ);
по получателям лекарственных средств;
по периодам поставки;
по принципу «транспорта», необходимости соблюдения «холодовой цепи».
Приведенные принципы могут быть использованы при разбивке закупки на лоты как в чистом виде (один принцип), так и с одновременным применением нескольких принципов (например, лоты формируются по фармгруппам и получателям лекарств).
По наиболее распространенной схеме в отношении каждого лекарства указываются МНН, лекарственная форма, дозировка, фасовка лекарственного средства, место поставки, количество.
Эти позиции чаще всего используются на практике, но именно в таком виде не предусмотрены ни одним нормативным правовым актом. Так, например, закупать лекарства исключительно по МНН (кроме инсулинов и циклоспоринов - их можно закупать по ТН) рекомендует Письмо Трех, хотя контролирующие органы иногда склонны воспринимать эту рекомендацию как неоспоримое правило, нарушение которого ведет к ограничению конкуренции. В действительности практика знает и случаи, когда лекарственные средства правомерно закупались по «ТН или эквивалент» (и дажепросто по ТН), а также случаи, когда закупка осуществлялась по МНН, но конкуренция все равно ограничивалась, и в действиях заказчика усматривались нарушения.
Кроме того, рекомендация закупать ЛС по МНН не отвечает на вопрос, что делать, когда ЛС вообще не имеет МНН, как, например, арбидол и другие гомеопатические ЛС, а также растительные ЛС. В действительности Закон № 94 ФЗ допускает указание ТН по нижеследующей формуле (при проведении аукциона и запроса котировок):
ТН + ТН (российского происхождения)* + или эквивалент
При наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств.
Заказчики зачастую стремятся сформулировать задание на закупку ЛС с тем, чтобы избежать поставки так называемых дженериков, а также ЛС, произведенных в определенных странах, в частности в Китае и Индии. Такие «нежелательные» по известным причинам ЛС имеют одно и то же МНН с «желательными» ЛС. Из бежать поставки «нежелательных» ЛС можно только путем составления подробного технического задания на ЛС, с указанием таких характеристик оригинального ЛС, которые отличали бы его от дженерика (дженерик может отличаться от оригинального препарата вспомогательными веществами (неактивными ингредиентами, наполнителями, консервантами, красителями и др.), лекарственной формой, количеством в упаковке и проч.). При полном же единстве характеристик оригинального ЛС и дженерика в условиях аукциона и запроса котировок почти не остается легальных возможностей избежать закупки более дешевого дженерика.
Итак, заказчикам лишь остается применить более изощренный подход к подготовке технического задания, чем просто указание МНН.
Как было сказано выше, формулярный список ЛПУ может быть основой формирования задания на закупку ЛС. При подготовке формулярного списка (200-300 наименований ЛС в среднем) учитываются - годовой бюджет ЛПУ на ЛС.
Спорным, но перспективным представляется вопрос о возможности установления в контракте на поставку ЛС требования предоставления копии сертификата соответствия ГОСТ Р 52249_2004 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств»